Организация детского питания
В важности и необходимости правильной организации питания в детских школьных и дошкольных учреждениях, никого убеждать не нужно, мы все вышли из детства и совсем недавно были малышами, а потом школьниками. Обеды в школьных столовых и буфетах становятся частью добрых воспоминаний почти для всех.
По важности и порядку приоритетов, организация питания в детских учреждения стоит на одном месте с организацией самого учебного процесса. А по количеству людей, вовлеченных в этот процесс, контроля на всех его этапах, пожалуй, является, пожалуй, одним из самых главных. Потому как от него зависит и сам учебный процесс, и показатели роста и становления личности ребенка.
Все дошкольные и школьные детские учреждения России строят свою работу по организации питания на основе единых законодательных актов, главными среди них являются:
Основным законодательным актом, детально рассматривающим организацию питания на всех этапах, остается СанПиН 2.4.3049-13.
Единым контролирующим органом, в соответствии с законами РФ, выступает Роскомнадзор, в функции работников которого входит обязательная проверка процессов организации питания в дошкольных и школьных образовательных учреждениях России.
Формы организации питания детей
Ответственность за правильную организацию питания детей, по закону, возложена на руководителя дошкольного учреждения или школы. Директор организует и контролирует все процессы обеспечения питания детей.
Указом директора создается бракеражная комиссия, в которую входят ответственные работники учреждения и несколько родителей детей. Комиссия контролирует работу кухни (если она есть), процессы приготовления пищи и ее раздачу в назначенное по расписанию время.
Директор определяет форуму организации питания самостоятельно. Сегодня можно обозначить три основных формы организации питания в дошкольных и школьных детских учреждениях:
Традиционно, еще с советских времен, в России до сих пор большинство школьных и дошкольных учреждений содержат штат работников кухни и столовой (буфета). В наше время, благодаря современным техническим и технологическим возможностям (особенно в сфере организации питания и производства продовольственных продуктов) содержание немаленького штата работников кухни в школе или детском саду становится мало эффективным (особенно в крупных учебных заведениях с большим количеством учащихся).
Обращение к профессионалам дает немалую экономию средств при одновременном улучшении рациона, прежде всего из-за технологических возможностей, которых нет в небольших школьных и детсадовских столовых.
Обеспечение процесса питания осуществляется на основании составленного меню, обычно его составляют на 10-14 дней. Его подписывает руководитель учебного заведения и другие уполномоченные лица бракеражной комиссии.
Основные моменты организации питания детей
В основу организации питания детей легли возрастные особенности физиологии детей и функционирование пищеварительной системы ребенка:
Возрастные группы детей в дошкольных и школьных учреждениях:
Главная особенность организации питания детей (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) – все продукты и блюда проходят обязательную термическую обработку, даже вода для питья (ее обязательно кипятят и после этого охлаждают).
Учитывая эти основные моменты питания детей руководители дошкольных учреждений и школ пытаются организовать процесс питания.
Особенности организации детского питания детей дошкольного возраста
В этой самой младшей возрастной группе главной особенностью является начавшееся формирование и некоторая недоразвитость пищеварительной системы. Для малышей специалисты рекомендуют организовывать частое питание (минимум 4 раза, а лучше -6) небольшими порциями. Обычно в большинстве детских садиков встречается именно такое 4-6-разовое питание с завтраком, обедом, полдником и ужином, а иногда — вторым завтраком.
Так как в детских садиках дети проводят большую часть дня, то и прием пищи должен быть организован так, чтобы покрыть почти всю суточную потребность детского организма в необходимых ему веществах, минералах и витаминах.
Ученики первых классов средней школы мало чем отличаются от групп детского сада. У этой категории детей нормы потребления продуктов и их энергетическая ценность корректируются в соответствии с возрастом.
Особенности организации питания школьников
Главная особенность этой возрастной группы – активный и бурный рост всего организма, половое созревание (для детей старше 12-13 лет). В это время происходит перестройка всех систем детского организма, их окончательное формирование до взрослого типа. Именно тогда увеличиваются нагрузки на психоэмоциональную сферу, особенно в школе. Питание таких детей должно частично компенсировать увеличивающиеся нагрузки и необходимость в разнообразном, разностороннем строительном материале для роста и развития молодого организма.
При организации питания в школе нужно обеспечить минимум 2-разовое питание с завтраком и обедом. Пища должна быть сбалансированной по содержанию белков, жиров и углеводов, а также микро и макроэлементов, витаминов.
Законодательными актами запрещено использовать любые продукты питания в сыром виде, консервированные продукты, мясо диких животных, жирную свинину и баранину. Запрещается использование молочных продуктов, которые не прошли тепловую обработку (пастеризация), кондитерских изделий с кремами, натурального кофе, газированных напитков.
Не рекомендуется использовать для приготовления гидрогенизированные и кулинарные жиры. Кроме того, работникам пищеблоков и столовых в дошкольных и школьных учреждениях запрещается использовать в пищу острые специи, майонезы, соусы, уксусную кислоту.
Социальная важность организации питания детей в дошкольных и школьных учреждениях
Грамотное и качественно организованное питание детей в дошкольных и школьных учреждениях выполняет важную социальную роль в обществе. Экономический кризис, падение доходов и уровня жизни населения, поставили перед образовательными учреждениями важную социальную задачу: от качества питания обучающихся детей зависит их будущее здоровье. К сожалению, количество детей, для которых детский сад или школа стали почти что единственной возможностью поесть, год от года становится все больше. Об этом свидетельствуют данные мониторинга состояния неблагополучных семей в различных регионах страны. Эти цифры только увеличиваются, и количество детей, здоровье и будущее которых зависит от школьных обедов (или питания в детском саду) только увеличивается.
Почему в последние годы почти во всех субъектах федерации приняты и принимаются различные законодательные и подзаконные акты по поддержке и участию в организации питания подрастающего поколения.
Важные моменты питания детей
Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть насильно, если у него нет аппетита. Отсутствие аппетита – повод пересмотреть режим дня, может быть ребенку не хватает двигательной активности или он много времени проводит в закрытом помещении.
Если с режимом дня все в порядке, а отсутствие аппетита стало постоянным, то стоит обратиться к врачу для обследования. Начальным симптомом некоторых болезней является пропавший аппетит.
В отношении еды вообще желательно все делать по ощущениям ребенка, если он не хочет есть, не стоит его уговаривать.
Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время еды, лучше есть тщательно все пережевывая и не спеша, так как пищеварение начинается в ротовой полости.
Нельзя ребенка перекармливать. Важно и нужно укладываться в примерный суточный режим калорий и количества потребленной пищи.
Вкусные и сладкие продукты должны идти в качестве десерта после основных блюд во время завтрака, обеда или ужина. Их не стоит давать как самостоятельные блюда.
Быстрый обмен веществ способствует быстрому выведению жидкостей из организма, поэтому дети пьют чаще чем взрослые. Не отказывайте им в этом.
Новые форматы обслуживания
По традиции еще с советских времен в большинстве детских садов и школ сохраняется штат поваров и работников, которые занимаются приготовлением еды и организацией питания детей в этих учреждениях. Такие столовые оснащались самым дешевым и простым варочным и холодильным оборудованием, которое ограничивало возможности разнообразия блюд в меню – оно было однообразным почти каждый день. Наряду с слабым финансированием это проводило к тому, что большинство детей просто не ели в школе.
Сегодня руководителям образовательных учреждений дали свободу в возможности организации питания в своем учреждении. Финансирование муниципальных органов власти, оплата родителей, попечителей и частично федеральный бюджет, дают шанс организовать питание детей на новом уровне, с помощью кейтеринговых компаний, таких как Наша.
В короткий срок на своем собственном высокотехнологичном оборудовании, Мы приготовим, привезем и организуем раздачу произведенной продукции в точном соответствии с меню. Большие объемы производства, дорогостоящее современное оборудование позволяют нам значительно снизит себестоимость производимой продукции и разнообразить ежедневный рацион питания детей.